24 августа 2017 г.

Как стать фрилансером: личный опыт

В 2015 году я сделала последнюю, думаю, в своей жизни попытку поработать в офисе — устроилась на место декретницы в Научную библиотеку ТГУ. Спустя четыре месяца женщина решила, что сидеть дома с ребенком накладно, и вернулась на свое место, но еще раньше я поняла, что больше не хочу и не могу тратить по восемь часов в день на офисный труд.


Увольнение из Научки весной 2016 года и последующий отказ от работы в библиотеке Краеведческого музея стали, наверное, одними из наиболее удачных и перспективных решений в моей жизни. Прошел год, и я считаю, что уже можно подвести кое-какие итоги а заодно поделиться со всеми интересующимися, как стать фрилансером и не облажаться.

Итак, что вам нужно знать и понимать, если вы считаете, что офисный труд не сделает из вас человека, а превратит в раба?

1. Проведите анализ активов.

  • Самозанятость или бизнес? Это нужно различать. Копирайтинг — самозанятость. Агентство копирайтинга — бизнес. Дизайн — самозанятость. Агентство веб-дизайна — бизнес. Что вы хотите получить в итоге? Я однозначно выбираю самозанятость. Для старта бизнеса нужны первоначальные вложения и готовность три года работать хорошо если без прибыли, а то и вовсе в убыток, то есть на что-то жить, иметь запасец. Для старта самозанятости в моем случае понадобились голова, руки и ноутбук;
  • Специальность — пригодна для работы на фрилансе или нет? Я по образованию социолог, работаю журналисткой, и параллельно развиваюсь как копирайтер. Но когда весной 2016 я ушла из офиса, то фактически шагнула в никуда — у меня была только книжная колонка в интернет-журнале и желание никогда больше не сидеть в офисе. Этого недостаточно для успешного старта во фрилансе, и это ошибка, которую я совершила;
  • Навыки в смежных областях — что вы умеете помимо основной профессии, куда сможете приложить силы в случае, если с одним направлением не выгорит? Собственно, по специальности я работала только несколько месяцев на пятом курсе, а вообще была и мерчендайзером, и менеджером по продажам, и параллельно писала, писала, писала — так и попала в журналистику. Это приобретенный самостоятельно навык;
  • Портфолио — вам есть, что показать будущим заказчикам в качестве презентации своих способностей? Что вы можете предложить людям, интересующимся, что вы вообще умеете? Вот у меня был блог. С 15 лет каждый день я что-то писала в него так и сяк, с 19 делала это все более осмысленно, в 27 дописалась до книжной колонки. Блог помог мне получить работу в Томске аж три раза, почти четыре — от последнего предложения я отказалась. Но для копирайтинга этого недостаточно, нужны целевые статьи;
  • Заказчики — у вас уже есть пул заказчиков или вы только планируете их найти? Где вы собираетесь их искать? Как планируете выстраивать с ним работу? Что вы знаете о работе с клиентом? У меня на момент ухода из офиса был ровно один постоянный заказчик и периодически разовые подработки в редактирование. И сейчас с таким активом я бы не рискнула отказываться от постоянного дохода;
  • Финансовая подушка безопасности. Сколько вы сможете просидеть без работы, пока не найдете первых клиентов? В среднем на переход нужно год-два. У меня а) был пассивный доход и б) я жила с мамой, не тратилась на съемную квартиру (в этом есть свои минусы и плюсы, просто у меня отношения с мамой хорошие). То есть могла позволить "искать себя" в течение какого-то времени. При этом сейчас я все еще не зарабатываю достаточно, чтобы снимать в одиночку квартиру, например (это один из критериев, по которым я определяю, достаточно у меня денег или еще нет).

2. Определитесь со своим локусом контроля. Вы сами планируете свой день, перед вами никогда не стояла проблема "чем заняться на выходных", вы способны работать без напоминаний в Slack, вы умеет планировать рабочее время без внешних контролеров, вы знаете свой предел работоспособности, умеете концентрироваться за задаче и выходить из состояния потока, соблюдаете сроки — у вас внутренний локус контроля и фриланс вам подходит. Если хотя бы на один из вопросов вы ответили отрицательно — задумайтесь, пока не поздно. Внешний локус — не хорошо и не плохо, это просто два разных типа людей, и работают они по-разному, и рефлексия просто поможет вам трудиться продуктивно. У меня локус скорее внутренний, и многое в офисной работе вызывало у меня недоумение именно потому, что она по природе рассчитана на людей с внешним локусом контроля.

3. Рассчитывайте время. Парадокс и проблема всех, кто хочет вырваться из офиса: для перехода нужен опыт и навыки, но при полноценной занятости в офисе получить все это сложно. Мне повезло: у меня нет мужа и детей, бытовые обязанности мы делим с мамой, так что после работы я всегда могла сесть и написать пару постов в блог ради тренировки, а потом почитать статьи на Cossa, Нетологии, у Главреда и везде, где только можно. У многих такой возможности нет, им приходится отрывать минутки от домашних обязанностей, и это тоже нужно понимать: ради перехода на фриланс вам придется чем-то пожертвовать временно — общением с любимым мужчиной или чистотой в доме, сном или игрой с детьми. Не стройте иллюзий, не верьте в то, что вы — железнорожденная, сил у вас ограниченное количество, и главное — правильно расставить приоритеты.

4. Оценивайте свои силы. Не берите проектов больше, чем можете вести при загрузке в 6-8 часов в день пять дней в неделю. Не бравируйте трудоголизмом, чаще всего он заканчивается снижением качества работы. Возьмите за основу стандартный рабочий день и двигайте его туда-сюда, пока не найдете наиболее приемлемый для вас вариант. Сейчас у меня нет постоянной равномерно распределенной загрузки. Я могу неделю плевать в потолок, а потом неделю носится в мыле и параллельно строчить на удаленке тексты для сайтов. Могу работать через день или два. С другой стороны, если у меня стоит выбор — сходить в воскресенье в кино или на мероприятие, за которое мне потом заплатят, я выберу работу — в кино схожу во вторник, как раз скидки в кинотеатрах. Но в идеале хотелось бы выйти на средний рабочий день в 4-6 часов. Как показывает практика, увеличение рабочих часов ведет к снижению качества работы;

5. Несмотря на обилие вдохновляющих рассказов молодых и успешных, не у всех получается уйти из офиса и сходу получить работу мечты на удаленке. Сразу договоритесь с собой, что вернетесь в офисе, если за два года ничего не добьетесь. Заработаете еще денег и попробуете снова. Если с первого раза не вышло — не беда, проведите рефлексию, выявите слабые места, работайте над ними и пробуйте снова. У меня все получилось с первого раза, я продвигаюсь в своем темпе, но вообще я готова была вернуться в офис при необходимости и начать все сначала.

Итак, подведем итоги:

  • Определитесь с профессией
  • Найдите примеры, которые вас вдохновляют
  • Создайте финансовую подушку безопасности
  • Продумайте план развития
  • Отработайте навык
  • Соберите портфолио
  • Грамотно распределите рабочее время
  • Не перерабатывайте
  • Не стройте иллюзий
  • Поймите, что не у всех получается
  • Имейте запасной вариант на случай неудачи
  • Верьте в себя

Удачи!