16 апреля 2018 г.

Improv Show Tomsk «Так себе театр»

Не прошло и пяти лет, как я сходила на концерт шоу импровизаций «Так себе театр». Суть представления в том, что участники до начала выступления не знают, какое именно задание предложит им выполнить ведущий. Поэтому в центре каждого выступления всегда только первая реакция и первые ассоциации.


Например, вчера участники разыгрывали первое свидание и знакомство с родителями. Пытались уместить разговор между пациентом поликлиники и регистраторшей в определенное количество слов на одну букву. Угадывали, кто есть кто, по поведению персонажей. Импровизировали, как могли, в общем.

Не могу сказать, что для меня это было прям ха-ха. В основном шутки на уровне студенческого КВНа, что и понятно: все участники шоу вышли из него. В таких случаях я всегда говорю, что просто не вхожу в целевую аудиторию проекта. А создатели шоу свою аудиторию прекрасно знают, судя по всему, потому что зал был полный и люди активно реагировали.

Но посмотреть Театр было любопытно, потому что в импровизации ярче всего проявляются стереотипы и восприятие реальности. Реагировать нужно быстро и говорить первое, что пришло на ум. А приходит всякое. Например, я в одном задании играла роль суфлера (да, я вылезла на сцену. решила испытать все доступные зрительнице эмоции за свои триста рублей) и подсказывала актеру слова невпопад.

Его первой реакций на слово «жаба» была фраза «моя бывшая». Ну, впрочем, я у него как-то в сторис видела заметку к фото грузовика с бревнами «моих бывших повезли», так что иллюзий у меня никаких не было давно. И там со всем так. Очень много шуток про насилие над женщинами: регистраторшу в ответ на хамство надо было бить, на первом свидании героине надавали поджопников в прямом смысле, а она хихикала и переводила это в тему БДСМ.

Это все очень характерно для культуры КВН — еще не женоненавистнической, но уже мизогиничной, и для российской культуры в целом, где насилие и столкновение разных культур всегда повод для смеха. В принципе, из того, что я читала о юморе, поняла две вещи: люди в первую очередь и легче всего реагируют на физиологические шутки, а сам смех скорее выражение агрессии, чем что-то безобидное.

Поставила галочку, в общем. Круто, что вообще делают такие проекты. Но для себя я пока не увидела в шоу ничего такого, за чем бы стоило вернуться. Да, местами и меня прорывало на улыбку или даже смех. Но я заметила, что это какая-то неосознанная реакция, потому что в голове я все равно продолжала ставить отметки на критичных для меня как феминистки моментах. Борьба воспитания с самовоспитанием, что ли.

Ну и чтобы было примерно понятно направление, в котором юморят в Так себе театре, вот вам куплет из одной песни:

Вот так я кричал
Когда на кактус упал
Булкой одной, потом другой
Оказалось, кактус голубой

Я уж не стану развивать, какие именно стереотипы о гомосексуальном сексе тут используют. Но страх мужчин за свои попочки меня никогда не перестанет умилять. И при этом Россия на Порнхабе где-то в числе лидеров по просмотру видео про анальный секс.